В процессе написания диссертационной работы соискателю ученой степени часто приходится работать с методическими пособиями. Однако многие диссертанты не понимают сути данной книги и задаются вопросом, почему так не просто ее получить. Попробуем разобраться.
Что такое методическое пособие
Учебно-методическое пособие представляет собой официальный печатный литературный источник, содержание которого аналогично учебной программе по конкретной специальности в конкретном высшем учебном заведении.
Методичка — это издание, которое посвящено только одной подробно разобранной теме. С этой книгой выполняется множество студенческих работ (лабораторные, курсовые, практика, контрольные и т.д.). Их оформляют с учетом всех действующих стандартов ГОСТ и требований Министерства образования Российской Федерации.
Виды методических пособий
Методичкой условно можно назвать все, что помогает диссертанту учиться в ВУЗе. Это могут быть:
- Методическая разработка. По объему меньше, чем пособие. Целью методического пособия является разбор конкретной темы по определенной дисциплине.
- Методические рекомендации. Представляет собой пособие с рекомендациями об эффективной организации учебного процесса, практической работы, самостоятельного изучения материала и т.д. В таком документе часто описаны стандарты и требования к работам, цель изучения конкретной дисциплины. Иногда в методических рекомендациях встречаются даже рекомендации по ведению конспекта или литература для самостоятельного изучения.
- Комплекс методических материалов. Крупное программно-методическое издание, в которое включено: теория, практические задания, рекомендации по литературе, планы подготовки к семинарам и лекциям, лабораторные работы, учебные материалы, хрестоматия и т.д..
Найти любой из видов методического пособия, в том числе методичку по диссертации, можно в библиотеке ВУЗа. Если личного экземпляра не хватит, то можно сходить в читальный зал. Там всегда оставляют один дежурный образец.
Студенты имеет право использовать данную литературу не только для работы в самом ВУЗе, но и для самостоятельного обучения дома. Методические пособия необходимы на семинарах, лекциях, для практической работы и для изучения теории. Компактный формат позволяет брать методичку с собой. Методички создаются членами преподавательского состава Высшего учебного заведения.
Как пишут учебно-методическое пособие
Краткость излагаемого материала и небольшой размер могут заставить подумать, что методическое пособие создается легко и быстро. Однако, это не так. Над каждым из них работает команда преподавателей и редакторов, основной целью которых является упрощение процесса обучения для студентов и аспирантов.
Авторы методических пособий не используют открытые данные из интернета. Информация в данных источниках исключительно авторская, собранная из первоисточников, научных журналов, диссертационных работ авторитетных ученых. Риск наткнуться на недостоверный источник в методическом пособии практически отсутствует.
Цель преподавателей при составлении и написании методического пособия по диссертации — предоставление действительно работающих рекомендаций и описание всех действующих требований и стандартов, которые регламентируют оформление и процедуру защиты научного труда.
Хорошее методическое пособие должно иметь:
- Соответствие дисциплине, теме.
- Актуальную и полезную информацию.
- Последовательную и связанную структуру.
- Короткие, понятные, доступные фразы.
- Небольшие абзацы, маркированные списки, иллюстративный материал.
- Подробный библиографический список.
- Отсутствие сложной терминологии.
Преимущества и недостатки методических пособий
Среди плюсов методичек можно выделить:
- Сжатую и понятную структуру.
- Полноту информации.
- Рекомендации по оформлению научной квалификационной работы.
- Компактность.
- Легкость.
- Доступный стиль повествования.
- Возможность использовать методическое пособие во время экзаменов.
Однако, у методических пособий есть свои недостатки:
- Небольшое количество экземпляров.
- Маленький размер.
- Субъективный взгляд на рассматриваемую тему, дисциплину, работу и т.д..
Утеря методического пособия
В случае, когда студент или аспирант теряет методическое пособие, которых и без того ограниченное количество, последнему пользователю необходимо осуществить замену: приобрести новое издание, сделать копию методички у однокурсника и т.д..
Методические пособия и Интернет
С развитием интернета методические пособия все реже интересуют студентов и аспирантов. Изначальная цель методички по диссертации заключалась в краткой форме и сжатом объеме всей необходимой для успешного написания научного труда информации. На сегодняшний день многие преподаватели размещают подобные документы в электронном виде на сайте университета.
Образец методического пособия