Со времен неолитической революции люди конкурируют друг с другом — за ресурсы и их необходимых объем. Позднее группы людей, добывающих один вид ресурсов, стали обменивать их на другие группы ресурсов. Так и появилась рыночная экономика, а позднее и конкуренция.
Анализ конкурентоспособности фирмы — неисчерпаемая тема для исследования множества экономистов.
Темы диссертаций по конкурентоспособности
Конкурентоспособность можно раскрыть с разных сторон, в зависимости от модели рыночных отношений, числа фирм и многих других факторов. Примерный круг тем для диссертации:
- исторический обзор конкурентоспособности различных отраслей народного хозяйства в России;
- оценка и анализ конкурентоспособности предприятия на рынке совершенной конкуренции;
- оценка и анализ конкурентоспособности предприятия на рынке олигополии;
- оценка и анализ конкурентоспособности предприятия на рынке монополистической конкуренции;
- оценка и анализ конкурентоспособности предприятия на рынке монопсонии;
- факторы формирования конкурентоспособности предприятия.
Основные понятия диссертации по конкурентоспособности
Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.
Совершенная конкуренция — утопическая модель рынка, при которой множество продавцов продают дифференцированный товар по приблизительно одинаковой цене (максимально приближен к этому рынок сельскохозяйственной продукции).
Олигополия — модель рынка, при которой несколько крупных фирм предлагают товары и услуги дифференцированного характера, присутствует и ценовая, и неценовая конкуренция (максимально приближен к этому рынок сотовой связи).
Монополистическая конкуренция — модель рынка, при которой продавцы дифференцированного продукта с помощью методов неценовой конкуренции борются за наибольший объем продаж.
Монопсония — модель рынка, при которой продавцы однородного продукта борются за покупателя, который на этом рынке один. Используются методы ценовой конкуренции.
Структура диссертации по конкурентоспособности
В трех главах диссертации, которые идут сразу после введения, необходимо отразить:
- сущность понятия выбранной модели рынка и конкурентоспособности предприятия;
- факторы, которые влияют на конкурентоспособность предприятия в данных условиях;
- динамика развития выбранной модели рынка;
- оценка уровня конкурентоспособности предприятия.
Образцы оформления диссертации